Яндекс.Метрика


13.03.2024

Сегодня, пожалуй, не встретишь человека, который хотя бы единожды не ставал объектом манипуляции со стороны окружающих, например, коллег по работе, друзей, любимых или просто каких-то знакомых.

 

Неподготовленные люди, хотя и осознают где-то внутри себя, что надо бы отказать, все же нередко сдаются под натиском манипуляторов, на что, собственно, последние и рассчитывают. Ради достижения своих целей они могут давить на жалость, вызывать чувство вины и ощущение потери, соблазнять и даже угрожать. Чтобы противостоять манипуляциям, существуют самые разные методы и приемы, активные и пассивные формы защиты, интересные техники.

 

Контрманипуляция относится к активным методам защиты от манипуляции.

 

Основой контраманипуляции служит постоянная адаптация к агрессору, позволяющая держать оборону. Важно подбирать наиболее подходящие для ответа моменты. Иногда можно ответить с иронией, иногда – с юмором, иногда – просто отрицательно и т.д.

 

Для применения контрманипуляции человек должен воспитывать в себе определенные качества, такие как невосприимчивость к провокациям и стойкость к критике, угрозам и другим видам психологических атак, способным выбить из равновесия. Но самое главное – это уверенность в себе, самоконтроль и смелость.

 

В дополнение к этому мы можно выделить еще и несколько базовых принципов успешной контрманипуляции. Чем точнее вы будете их соблюдать, тем лучше будут ваши результаты:

отвечать нужно короткими фразами;

полезно говорить пословицами, поговорками, шаблонными фразами;

предложения желательно обезличивать;

если позволяет ситуация, нужно применять чувство юмора и шутить;

в конце высказывания, если допускает контекст, улыбайтесь;

общайтесь вежливо и уважительно;

остерегайтесь негативных и агрессивных выпадов со своей стороны;

Техники эффективной психологической защиты.

 

Здесь еще можно привести слова французского бизнесмена Мишеля Фадуля, говорившего, что если мы показываем свое раздражение и не умеем управлять эмоциями, нам нужно заниматься чем угодно, но только не работой с людьми. К теме манипуляций это относится самым прямым образом.

 

Психологическая защищенность является одним из качеств зрелой личности, и включает она в себя целый ряд разных характеристик. Сюда относится эмоциональная устойчивость, критичность восприятия и мышления, умение анализировать, рефлексия, внимательность, особенности мировоззрения, уровень интеллекта и другие.

 

Повысить уровень своей психологической защищенности можно при помощи задавания самим себе и окружающим простейших вопросов, например, «почему?», «что?», «когда?», «где?», «зачем?» и т.д. Ответы на них позволяют обрисовать реальное положение дел и увидеть, что происходит на самом деле, просчитать динамику развития событий, обнаружить противоречия и несоответствия в общении.

 

Техника «Театр кукол»

 

Суть состоит в следующем: вам нужно представить, что ваш партнер по общению просто-напросто один из персонажей какого-то спектакля или телепрограммы.

Человек может говорить гадости, обижать вас, провоцировать на какие-то действия, а ваша задача – наблюдать эту «игру» со стороны и оценивать ее. Восприятие «игры» со стороны моментально отрезвит вас и стабилизирует эмоциональное состояние.

 

Техника «Вентилятор»

 

Необходимо провести анализ того, на что конкретно вы так реагируете. Подумайте, что вызывает в вас раздражение, тоску, злость, уныние? Попытайтесь понять, что это: жесты, поведение, тон, слова собеседника.

 

В тот момент, когда вы начнете «накаляться», попробуйте почувствовать, словно вас бьют. Теперь подумайте, на какую именно часть тела приходится удар, какие ощущения ему сопутствуют: жар, холод, ощущение, будто все внутри сжимается, и т.д. Важно понять свои ощущения и эмоции.

 

После этого используйте «вентилятор». Вообразите, будто между вами и агрессором находится мощный вентилятор, сдувающий в сторону все слова, колкости и оскорбления, исходящие от него, и они просто не успевают долететь до вас. Кстати, технику можно применять не только при непосредственном общении, но и на дистанции от оппонента, например, после того как вас обидели.

 

 

Дучек С.Ф., психолог ГУЗ «Городская поликлиника № 4 г. Гродно»